Вместо советской можно ставить любую — тоталитарная, коммунистическая, сталинизм и т.п. — это всё ярлыки и их содержание не суть важно, к тому же сюда можно присовокупить любую другую идеологию — мантры и догмы капитализма о свободе торговли и неприкосновенности частной собственности (вплоть до заявлений о том, что частная собственность священна!) стоят того.
Между тем, делая подобные утверждения о сходстве идеологий, их заявитель, случайно или намеренно — тоже неважно, занимается подтасовкой и провокацией.
Разберём основные отличия любой светской и религиозной идеологий.
1. Финансовая сторона (экономическая часть деятельности).
Аппараты партий и клир живут на пожертвования. Но разница этих пожертвований принципиальна:
- партаппарат существует на взносы фиксированного тарифа, не взимая платы за осуществление социальных (обрядовых, если угодно) функций в обществе: загс, рождение, похороны, прошения, жалобы — если за это и взимается плата, то она, скорее, символическая и покрывает собой только оформление документов и их стоимость (бумага, труд социальных работников) — строго говоря, партаппарат не наживается на своей официальной деятельности (а если и наживается, то это уже называется коррупцией и в принципе преследуется по закону)
- клир же существует на поборы, пожертвования, причём нефиксированных тарифов, клир явно и нагло наживается не только за счёт изъятия части доходов своих адептов на осуществление своей обрядовой деятельности (при чём, деятельности необходимой субъективно частным лицам, но не объективно — всему обществу), но из-за счёт наложения лапы на деловую деятельность, недвижимость, государственный бюджет — т.е., клир занимается мошенническим присвоением личной и общественной собственности, присвоением легитимизированным, однако, как адептами, так и коррупционными аппаратчиками
2. Идеологическая сторона (политическая часть деятельности).
Светская власть (любая) так же стремится узурпировать право на пропаганду идей и образа жизни, так же используя авторитеты, социальное и моральное давление, — как и религия. Но.
- идейный догматизм любой светской власти, покуда она отделена от церкви, при всей своей возможной косности, допускает эволюцию: даже в СССР люди могли вполне открыто подвергать сомнению хотя бы постулаты серии «через 20 лет мы будем жить при коммунизме», даже искренние коммунисты могли высказывать хотя бы друг другу, хотя бы в мягкой форме, критику линии партии, статей и выступлений её лидеров — в целом, постулаты марксизма-ленинизма (точнее, то, во что номенклатура превратила труды классиков) мало кем всерьёз воспринимались незыблемыми: более того, попытка их сделать незыблемыми уже не оставляла им шансов оставаться таковыми; более того: от части основополагающих догматов светская власть, волей обстоятельств, смогла отказаться и сама, причём довольно быстро и без внешнего давления: например, были отвергнуты постулаты о необходимости победы мировой революции или о невозможности построения социализма в одной стране; и самое важное — идейные коммунисты как раз более всего склонны критически подходить к основам своей философии, в отличие от формальных;
- в религиозном же догматизме эволюция ни в коем разе невозможна: подвергать сомнению факт непорочного зачатия, божественность будды, происхождения библии или сур корана, божественность происхождения жизни — это уже ересь, буквально: оскорбление церкви, де-факто и де-юре выход из неё... иногда церковь, под давлением неопровержимых фактов, может признать ошибочными часть сугубо своих решений и постановлений (например, о том, что земля плоска, о виновности Галилея, может отменить папские буллы и т.п.), но она никогда и ни за что не признает ошибку в своих основополагающих догматах, религиозный менталитет никогда не позволит своим идейным (а не формальным) адептам быть «себе на уме» относительно этих догматов.
3. Социальная сторона (общественная часть деятельности)
Тоже на первый взгляд много общего: люди всегда склонны к поиску и приобретению единомышленников, склонны к конформизму ради этого. Однако.
- в случае светской идеологии публичное, массовое преследование инакомыслящих едва ли глубоко проникает в общество: да, могут быть доносы (сейчас они и в странах всамделишних демократий вполне популярны, причём по совершенно пустяковым поводам) и последствия оных, выговор по партийной линии (как с гуся вода), исключение из партии, страх знакомых поддерживать отношения, разногласия и разрывы внутри семей — это всё возможно при особо жёсткой, почти военной социальной системе, чувствующей себя под постоянным давлением извне, но длится недолго и не накрывает целиком всё общество, принявшее данную идеологию;
при всём при том, трудно себе представить, чтобы кто-то подвергался серьёзному давлению в семейном кругу за отказ формально соблюдать какие-то правила поведения: чтобы отец проклял сына за отказ вступать в пионеры или участвовать в обряде посвящения в студенты престижного колледжа, а мать прогнала дочь из дому за злостные прогулы комсомольских собраний или съездов деревенского благотворительного общества — к тому же врядли за это всё ребёнок будет изгнан из круга своих товарищей, кои сами принадлежат к этим социальным институтам - публичный отказ от следования воле церковных авторитетов и от предписаний церковных норм скорее всего повлечёт за собой серьёзные последствия для взбунтовавшегося адепта: его друзья, принадлежащие той же церкви, подвергнутся соответствующему давлению не только со стороны клириков, но даже внутри собственных семей — у человека реально могут испортиться отношения со своими близкими и знакомыми всего лишь за отказ формально следовать обрядам и правилам; более того, вовсе не везде и на благословенном свободном западе (да и у нас уже тоже) можно публично открыто сказать о своём атеизме в кругу своих знакомых — при том едва ли соответствующие сообщества находятся под серьёзным давлением внешней идеологической или военной угрозы (в отличие от случаев преследования инакомыслия в т.н. тоталитарных странах)
Для составления этого текста не использовалось ни одного стороннего ресурса во сети. Частные примеры и рассуждения журналистов или философов от бабла на эту тему меня не интересуют.
На материал можно ссылаться в дискуссиях или просто так. С удовольствием отредактирую его в лучшую сторону при наличии конструктивных дополнений и уточнений.