?

Log in

No account? Create an account
Птица

jescid


Анахронические записи светлого будущего

в тёмную ночь


Previous Entry Share Next Entry
Диалектическая связь экономического и социального.
I am a bird
jescid

Поменять тосол в отечественной машинке — дело нехитрое: надо открутить соответствующие отверстия, аккуратненько слить старую жидкость в бросовую тару, промыть систему охлаждения (при желании), залить новую жидкость.
Иногда, чтобы подобраться к сливной пробке и точно подставить канистру под дырку, надо ещё открутить одну железку — защиту картера.

Для этих несложных действий машина должна стоять либо над ямой, либо на стапеле (такая горка с двумя полозьями для колёс, она позволяет работать под машиной). Можно, конечно, заплатить от 500р. в автосервис и не париться, но в сих предприятиях у нас обычно работают люди не особо порядочные, да и времени на поездку к ним уйдёт примерно столько же.
В округе имеется три самопальных стапеля — в гаражах, рядом со складами и около одной второстепенной дороги, у старых частных домов. Два первых стапеля всегда заперты, на третий не всякая машина заедет и он открыт.
И вот, сидя на доске этого последнего стапеля, в ожидании пока старый грязный тосол с водой выльются в канистру, мне пришлось занимать себя всякими мелкобытовыми мыслями.

Например: ну почему бы тем, кто владеет замками от первых двух стапелей, не повесить объявление о том, где можно попросить открыть это средство ремонта, когда, на сколько и почём. За 50р и даже 100р многие бы согласились. Есть одна проблема (из-за которой, возможно, и запирают + невозможность воспользоваться самим, когда место занято) — сломать то сам стапель, конечно, невозможно, но нагадить при пользовании им очень легко: слить масло или тосол прямо на землю, например. Но во-первых, это ст. 8.2 КоАП (о которой надо предупреждать), а во-2х рядом можно устроить склад-мусорку для пустых канистр и канистр с отходами. Договориться с местной администрацией о периодическом вывозе с такой мусорки полных канистр — не такая уж проблема, да и с экологической т.з. уж лучше, если вредные жидкости люди будут складировать для вывоза в одном месте, а не сливать непонятно куда.
В общем, дело не в проблеме, а в том, что «это никому не надо». Хотя 100р. и 2 часа (большую часть времени просто сидишь и ждёшь, пока стечёт) или 500р. и пусть даже час: пусть хороший автосервис ближе, чем тот стапель — выбор вовсе не для любого однозначен в сторону второго варианта.
Однако ж.

Если такие организованные места самостоятельного ремонта и мелкого обслуживания машины будут множиться, то автосервисы и их работники будут однозначно против (интересно, кстати, на чьей стороне будут профсоюзы и левые, защищающие права работников автосервисов?). Между тем, грамотность населения в автотехнике будет расти, количество умеющих работать руками — тоже, меновая ценность денег хоть совсем немножко, но будет девальвирована за счёт того, что часть труда будет вкладываться непосредственно в своё, а не чужое, за что можно получить или отдать деньги. Т.е., капитализму станет хуже, а социализму будет больше.

Следовательно, чем меньше сфера услуг (от чего так страдали потребляди при Союзе) и чем больше человек обслуживает себя или свою семью сам, тем социализму — больше, при условии, что это самообслуживание общественно организовано. Последнее — важно. Ибо только тогда это удобно не только индивидуально, но и общественно (всем). И выгоднее — выгоду мы понимаем не только в смысле денежной: выгоднее, потому что человек становится свободнее от тех же денег. Потому что больше знает, умеет и может.


  • 1
только очень уж пробочка неудобная в "классике" - я даже специальную медную пробку с крантиком и штуцером для шланга ввернул вместо неё.

у Нивы нормальная, по-моему

форма в виде краника и ещё шланг насадить можно, если диаметры плотно совпадают
но не уверена, что у меня «родной» радиатор

насчет грамотности населения и способности работать руками - совсем не уверен. Боюсь, им проще отдать 500 р, а качество они проверить не смогут - так как не представляют, что, собственно, должно получиться. Народишко деградирует - по разным причинам...

Да, а у меня лично в гараже смотровая яма для таких надобностей имеется :)

Но многим стрёмно в автосервис отдавать...

Особенно масло не то залить могут, слить себе остатки (а они нужны могут быть). У меня так было.
Не знаю, сколько % скорее согласится отдавать машину в автосервис при несложных операциях с ней, но довольно многие же предпочитают у себя в гараже самостоятельно всё сделать.
А многие своего гаража не имеют.

И от менталитета зависит, конечно. Который масс-медиа и рынок в определённую сторону формируют. Но капли (и не они одни) могут долбить и добить :)

Re: Но многим стрёмно в автосервис отдавать...

да что менталитет... просто в России призошла практически взрывная автомобилизация. Я ж наблюдаю картину за последние 5 лет - раньше, напрмер, я, не таксуя специально, просто подвозя людей попутно, кое-какую денежку имел. Сейчас этого нет - те, у кого были деньги на тачку, пересели на свою - потому как стало доступно: кредиты и прочая.

То есть миллионы людей, которые за рулем-то не разу не сидели, не говоря уж о том, чтоб хоть чуть-чуть знать, как машина устроена, вдруг стали водителями. Внезапно :)

Конечно, они и капот не открывают даже, а учитывая, что большинство этих т.н. "автомобилистов" на отечественную машину или на пожилую иномарку смотрит известно как - под капот они тем более не заглянут. И опять же, дилеры их, как правило, стращают лишением гарантии, которая вообще-то нафиг не нужна, за любое вмешательство. Вот они и меняют свечи на авторизованных сервисах за 10000 рублей :)

Это не диалектика. Это возврат к натуральному хозяйству. Ты думаешь, почему социалистические системы проиграли? - По причине низкой производительности труда. Хоть умеет рядовой советский инженер гораздо больше, чем буржуйский. У них ведь, гадов, специализация и разделение труда. А у нас универсальность, живучесть и - глобально - то, что имеем.

Вот сюда бы тебе подумать, как сделать плановую экономику
1) действительно разделяющей труд, чтобы инженер строил и рассчитывал, врач - лечил, а не (ну, сама знаешь),
2) приспособленной к меняющимся потребительским требованиям хотя бы вполовину так же хорошо, как это делает буржуйская конкуренция.

Где тут натуральное хозяйство?

А помыца у тя ещё не натуральное хозяйство та? Только с банщиком?

Re: Где тут натуральное хозяйство?

Будешь кидаться помидорами - буду молчать, так и знай.

Раз это тебе проще, чем ответить на вопрос.
Натуральное хозяйство касается производства и обмена товарами, а не услугами (есть существенная разница — эдак можно и прислугу и номенклатуры/буржуа свести к прогрессу, а отсутствие оной — к регрессу).
Потом меной становятся деньги. При коммунизме денег нет или почти нет. Но это никак не значит, что оная формация допускает натуральное хоз-во.


Это по какому каналу рассазали?

> приспособленной к меняющимся потребительским требованиям
__Потребительские__ требования формируются предложением. Пока не стали продавать мобилы с фотокамерами — никаких петиций с требованием их вставить не поступало. И т.п..
А запросы человека — это другое и никакими «потребительскими требованиями» © они не определяются, у каждого они разные. РАЗНЫЕ. Понятно хоть это?
Cобственно, потому идеология капитализма и тоталитарна — всех (гр)ебёт под довольно искусственный конструкт «потребительских требований».

А про то, что спрос как раз во многих случаях ни разу не рождает предложения — пример приведён.

А чем полохо натуральное хозяйство? Капитализм как раз гипертрофирует разделение труда на производительный и потребительский, низводя последний до абсолютно примитивного конечного употребления, уничтожающего средства потребления.

  • 1