JesCid (jescid) wrote,
JesCid
jescid

Categories:

Диалектика

С т.з. политэкономии основное противоречие между трудом и капиталом состоит сами знаете в чём. Для совсем далёких от марксизма напомню, что оно в частном характере накопления и общественном характере производства. На социально-бытовом микро-уровне это макро-противоречие проявляется в том, что человек хочет больше потреблять и меньше отдавать за это (налогов, например, или собственного труда).

В потребление здесь, разумеется, входит не только обычные товары, но и услуги: медицинские, образования, охраны порядка, поддержки чистоты и функциональности мест общего пользования, включая пейзаж за окном, вдоль дороги или ещё подальше от мест скопления людей.

Сейчас игра на этом противоречии перешла в интересную фазу, которую чётко подметила Наоми Кляйн и в «Доктрине Шока», и в «NO LOGO», хотя она не профессионал в экономике ни разу, а только публицист: что видит, то и описывает. Хотелось бы почитать и профессиональный анализ. Если кто в курсе — поделитесь ссылкой, пожалуйста. Фаза эта состоит в том, что всё больше общественной сферы предоставления услуг передаётся в частный сектор, причём даже тех областей, которые, в отличие от медицины и образования, всегда были делом государства: личная безопасность, охрана территорий, поддержание порядка и функционала мест общего пользования.
Т.е., государство «само»устраняется. При этом люди сами и непосредственно, несмотря на то, что с них по-прежнему дерут налоги непонятно на что, за всё дополнительно платят из своего кармана совершенно добровольно и свободно©. Там же, где их же деньги, но с общего ресурса тратятся на общественные блага — чем больше этих благ, тем более тоталитарным и диктаторским и т.п. объявляется этот режим©.

Конечно, фаза эта не вчера начала формироваться, существование какое-то время и/или кое-где каких-то форм социализма проявление её заметно сдвинуло.
Но если государство распадается, мы же должны радоваться тогда наверно, да?

Или же. Какая принципиальная разница между тем, как именно происходит распределение в сфере того же образования: государство его предоставляет бесплатно всем желающим или любой желающий заранее может сам оценить свой выигрыш или проигрыш, занимая на своё обучение деньги из банка, отдавая их потом, возможно, и почти всю жизнь, но по прогрессивному небольшому проценту, зависящему от размера заработной платы? Как это происходит, например в Швеции (4% в течении 25 лет после окончания ВУЗа).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments