- отсюда (подчёркнуто мной) - комментарий В. Лурье к книге "Жизнь и труды святителя Григория Паламы" (Протопресвитер Иоанн Мейендорф)
И ещё:
Уже в первой половине XV века Георгий Гемистий Плифон (ок. 1360-1452 гг.) и его ученик и друг Виссарион Никейский (1402-1472 гг.), как и другие гуманисты, были очень влиятельными людьми; они располагали широкими возможностями для поощрения искусств. Более того, ведущие паламитские иерархи, например патриарх Филофей, с уважением относились к светской науке. Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, "страстно увлекался сочинениями Фомы Аквината", потому что этот богослов использовал Аристотеля.
...
Чрезвычайно характерен и тот факт, что художественные течения эпохи Палеологов получили интенсивное развитие в славянских странах, куда не мог быть перенесен чисто греческий интерес к античности. Более того, как мы показали выше, в связях между Византией и славянскими странами, особенно Россией, главную роль играло монашество, одушевлявшееся идеями исихазма. Трудно представить, чтобы в славянских странах столь широкой популярностью и покровительством церковных и светских властей пользовалось искусство, которое, якобы, систематически осуждалось монашеством.
- отсюда (подчёркнуто мной) -
(Протоиерей Иоанн Мейендорф - "Византия и Московская Русь" - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке)