JesCid (jescid) wrote,
JesCid
jescid

Category:

Как ислам помог сохраниться православию. Византия - наука и искусства.

Ни в XV, ни в XIV вв. не было речи о союзе с турками — их нашествие мыслилось только как зло. Но уже в XIV в. становилось ясно, что Империю не сохранить, и надо стараться выбрать из двух зол меньшее. В качестве такого наименьшего, хотя и весьма великого зла святые отцы были вынуждены сделать бесповоротный выбор в пользу турок, под владычеством которых можно было сохранить церковную организацию и избежать политики насильственного совращения в латинство. Опасность совращения в ислам была значительно меньшей — во-первых, потому, что внутреннее управление Османской империи было основано на системе “миллетов”, согласно которой гражданское управление православным населением осуществлялось через структуру Православной Церкви и патриарха, и это создавало для турок заинтересованность в сохранении церкви, а во-вторых, потому, что случаи совращения в ислам, сколь бы они ни были гибельны для самих совратившихся, не угрожали чистоте православного исповедания оставшихся верных христиан, в то время как латинская власть всегда стремилась оказывать влияние на внутреннюю жизнь и вероучение Православной Церкви. Церковная история XVI-XIX вв. показала, что, несмотря на все притеснения, чинившиеся в ней христианам, Османская империя уберегала находившиеся в ее пределах христианские народы от влияния европейских религиозных и мировоззренческих идей, чем поневоле содействовала охранению чистоты Православия.
- отсюда (подчёркнуто мной) - комментарий В. Лурье к книге "Жизнь и труды святителя Григория Паламы" (Протопресвитер Иоанн Мейендорф)

И ещё:
Уже в первой половине XV века Георгий Гемистий Плифон (ок. 1360-1452 гг.) и его ученик и друг Виссарион Никейский (1402-1472 гг.), как и другие гуманисты, были очень влиятельными людьми; они располагали широкими возможностями для поощрения искусств. Более того, ведущие паламитские иерархи, например патриарх Филофей, с уважением относились к светской науке. Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, "страстно увлекался сочинениями Фомы Аквината", потому что этот богослов использовал Аристотеля.
...
Чрезвычайно характерен и тот факт, что художественные течения эпохи Палеологов получили интенсивное развитие в славянских странах, куда не мог быть перенесен чисто греческий интерес к античности. Более того, как мы показали выше, в связях между Византией и славянскими странами, особенно Россией, главную роль играло монашество, одушевлявшееся идеями исихазма. Трудно представить, чтобы в славянских странах столь широкой популярностью и покровительством церковных и светских властей пользовалось искусство, которое, якобы, систематически осуждалось монашеством.

- отсюда (подчёркнуто мной) -
(Протоиерей Иоанн Мейендорф - "Византия и Московская Русь" - Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке)
Tags: Византия, ислам, православие
Subscribe

  • Ключевые моменты жизни…

    Надысь blprizrak чего-то там на видео трындел по одному говорильному каналу, призванному выедать вам моск тем, что вы и так сами знаете,…

  • «Подражание Корану» (не Пушкин)

    Это, пишут, факсимиле английского первопечатника Уильяма Какстона (1422–1491, William Caxton): Сам этот Уильям почему-то кучеряв, похож на…

  • Пирамиды. Догматизм и being stuck in a rut (2)

    Как вылезти из канавы мифов, манипуляций и того, что я называю data fetching for fetching results — подгонка данных под вожделенный результат (тут…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments