JesCid (jescid) wrote,
JesCid
jescid

Categories:

Почему у нас люди не терпят марксизм.

Тут у одного журналиста завязалась перепалка по терминологическому и идеологическому поводу. Т.к. подобное восприятие марксизма в общем-то довольно типично, на мой взгляд лучше разобраться в причинах, чем только и припечатывать человека порочной связью с капитализмом, его деятелями и воспевателями (хотя оно не без этого конечно, но причина приязни к миру капитала и неприязни к его альтернативе вовсе не обязательно находится исключительно в классовой области).

В СССР марксизм был включён в систему образования да ещё таким образом, что все другие общественно-политические и социально-философские течения оставались закрытыми для студента или школьника. Трудно было добыть почитать даже Плеханова с Каутским, чтобы хотя бы разобраться, в чём именно они были неправы, где их вот тут и здесь критикует Ленин. Не говоря уж про Троцкого или, упаси Маркс, каких-нибудь вообще "мадригалов" типа Вебера, Дюркхейма или Московичи.

А ежели мозги у студиозуса повёрнуты в мистическую сторону, то просветлиться Бхагаватгитой или, там, Махабхаратой ну никак он не мог. Хотя бы для того, чтобы убедиться, что это всё чушь полная и словоблудие, а Истина - суть Евангелие и Псалтырь.

Человека пихали догматизированным марксизмом-ленинизмом, причём совершенно абстрактным и невоспринимаемым в его экономической части при социалистическом строе, а как только он пытался сделать шаг в сторону и хотя бы сравнить Учение с другими точками зрения и тем самым проверить его на прочность (табу!) - то тут же натыкался на непреодолимую преграду. Не будучи студентом или сотрудником университета, причём по общественным наукам, в городских библиотеках даже Гегеля с Фейербахом просто так на руки нельзя было получить, а если эти книжки и давали - то в каких-то выхолощенных изданиях.

Всё это не могло не вызывать ощущения того, что кто-то в чём-то тебя накалывает, водит за нос - и оттого возникало естественное отторжение навязываемой методологии знания (диамата, истмата) и экономической теории. А уж какая-нибудь социология, как общественная наука, по сути вообще появилась только в начале XX века и оказалась потому вообще вне русла, натоптанного классиками. Научная методология в начале XX века не имела в своём багаже решений проблем устойчивости, управления и классификации критических особенностей многообразий. Ляпунов только что написал свои работы по задачам устойчивости, Понтрягин только что родился, и только что появились на свет родители Рене Тома.
Марксизм м.б. и давал отличный каркас для дальнейшего пути познания, но как только дело касалось протяжённости процессов во времени или каких-либо их локальных деталей - тут же исчерпывался своим аппаратом вековой давности.

Система образования сама по себе довольно ригидна и отстаёт от передовых идей и достижений в среднем лет на 50.
В XX веке наука двинула человеческую мысль и её плоды ввысь до границ солнечной системы практически и до границ Вселенной в теории, а марксизм не мог ответить на простой вопрос: почему Власть Советов перетекла во власть партноменклатуры - насколько закономерен этот процесс и как же дальше тогда жить?

Ответы на этот и другие вопросы, конечно, были отчасти заложены в самом марксизме - потому что - "философия марксизма... называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий - но само его преподавание было внутренне противоречивым, ибо ни по форме, ни по содержанию ни в одной букве не признавало ту самую всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира - попросту отсекая от значительной части мира покрываемый "единственной истиной" учащийся люд.

Вот и получили, и, вроде бы как "нечаянно", номенклатурщики и их кумовья - могильщики социализма и коммунистических идей - отрицание и неприятие довольно существенной частью общества самих себя (больше по форме) вместе со "своими" идеями (уже больше по их содержанию).
А сам по себе марксизм то тут ни при чём, более того - в рамках его базовой основы сей феномен отторжения его же вполне объясним.
Хотя, сдаётся мне, что те, кто действительно хотели докопаться до сути - таки докопались и не испытывают к самому марксизму какой-либо неприязни. А вот те, кому пришлось наступать себе на горло - ради карьеры, поступления в ряды КПСС и сопряжения с наиболее имущими слоями общества пришлось им знакомиться с ненавистой теорией - вот они то должны испытывать к ней естественную и животную неприязнь.
Tags: марксизм
Subscribe

  • Как они цитируют даже нашего всего Марка Твена…

    Пример: = Есть что-то увлекательное в науке. Можно получить обратно полный запас гипотез из такого пустячного вложения в факт. Какого такого?…

  • Грибы и квас…

    Вдруг и внезапно ещё в марте появились признания текущего менеджмента РФ о том, что оне функционируют под угрозой и принуждением извне и неспособны…

  • Новое время — новые детские игры…

    Иду до Н. по улице и со мной здороваются трое подрослей… то, что дети со мной здороваются — это обычное дело. При том часто я даже не знаю их или…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Как они цитируют даже нашего всего Марка Твена…

    Пример: = Есть что-то увлекательное в науке. Можно получить обратно полный запас гипотез из такого пустячного вложения в факт. Какого такого?…

  • Грибы и квас…

    Вдруг и внезапно ещё в марте появились признания текущего менеджмента РФ о том, что оне функционируют под угрозой и принуждением извне и неспособны…

  • Новое время — новые детские игры…

    Иду до Н. по улице и со мной здороваются трое подрослей… то, что дети со мной здороваются — это обычное дело. При том часто я даже не знаю их или…